История бронеавтомобиля.

 

   Бронетанковая техника начиналась не с танков. У ее истоков стоят колесные боевые машины — бронеавтомобили. Танков еще не было и в помине, а броневики уже находились на вооружении и принимали участие в боях... С появлением танков бронеавтомобили не сошли с арены: они использовались для разведки, охранения, связи. А порой, когда танков не хватало, — и вместо них.
Сегодня бронетанковая техника, как и прежде, не только танки. Она включает в себя немало других бронированных машин — колесных и гусеничных. Это и боевые разведывательные машины — прямые наследники бронеавтомобилей, и бронетранспортеры, и боевые машины пехоты. Им и посвящен наш сайт. Здесь рассказывается, как они появились, какой путь развития прошли, как воевали, каковы они сегодня.

История бронеавтомобиля

 Приходилось ли вам слышать выражение «турусы на колесах»? Так иногда говорят, когда имеют в виду что-то громоздкое и несуразное. Но это в переносном смысле. А каково прямое значение этих слов?
 Представьте себе громадную, высотой с четырехэтажный дом деревянную башню, обтянутую звериными шкурами. Сооружение медленно приближается к осажденной крепости... В старину такие башни и называли турусами — от латинского слова «taurus», которое, собственно, и обозначает «башня». Впервые осадные башни были применены древними римлянами. Внутри башни располагался отряд воинов, который был неуязвим для противника. Одновременно этот отряд служил «двигателем», потихоньку перемещая башню, установленную на колесах. «Туруса» приближалась к стене осажденной крепости вплотную. Воины по лестницам в середине башни быстро влезали на ее верх, а оттуда с помощью перекидного мостка перебирались на крепостную стену.

Применялись и другие сооружения на колесах — «фалы», предназначенные для зашиты метательных орудий — баллист и катапульт.
 Еще раньше, за три с половиной тысячи лет до н. э., древние ассирийцы и вавилоняне тоже применяли передвижные защитные сооружения - целые крепости на колесах.
 А вообще идея защиты живого существа от противника посредством твердой оболочки была воплощена в жизнь задолго до появления человека. Автором была Ее Величество Природа. Громадные, до 20 м в длину ящеры — динозавры, жившие на Земле миллионы лет назад, носили на себе необычайно прочные «латы» из толстых костяных пластинок.
 Нельзя не вспомнить и нашу современницу — черепаху. Она, так сказать, сама себе броневик и по желанию может даже вылезать из своего «кузова» — панциря. Не случайно древние греки называли черепахой особый боевой строй. Воины, используя свои щиты, полностью прикрывали весь отряд сверху и с боков. Эта компактная колонна, неуязвимая для стрел и дротиков противника, врезалась в его ряды, сея панику и смятение. Только расстроив ряды врага, воины начинали индивидуальный рукопашный бой.
В средние века идеальным по тем временам одноместным «броневиком» был рыцарь, у которого металлом был защищен не только экипаж (т е. он сам), но и «двигатель» -лошадь.
 Что касается многоместных боевых машин, были тогда и такие. Примечательный проект боевой повозки, вооруженной пушками, создал гениальный художник и ученый эпохи Возрождения итальянец Леонардо да Винчи. В 1484 г. он писал Людовику Сфорца: «По этому образцу мы построим закрытые и совершенно неуязвимые колесницы, которые, проникнув в неприятельские линии со своей артиллерией, не могут быть уничтожены толпой вооруженных людей, как бы велика она не была. А позади их может следовать пехота без особого риска и без всякого багажа». Так называемая «тюдоровская повозка» применялась в Англии во времена короля Генриха VIII. Это был деревянный блокгауз на колесах. Имел он два этажа: в нижнем в специальной упряжке помещались лошади, а в верхнем — мушкетеры, которые вели огонь через бойницы.
 Подвижные защитные повозки, вооруженные огнестрельным оружием, применялись и в России. В частности, при осаде войсками Ивана Грозного г. Казани в 1552 г. принимала участие подвижная 13-м осадная башня на 50 (!) артиллерийских орудий. Она была создана по проекту русского военного инженера Ивана Григорьевича Выродкова. Перед штурмом башню собрали из заранее заготовленных деталей за одну ночь, и она сыграла важную роль во взятии города.
 Подобные повозки более или менее надежно защищали воинов от оружия противника и сами обладали неплохой огневой мощью. Но все они имели один общий существенный недостаток: малую подвижность на поле боя. И не удивительно: «живые двигатели» — люди или животные — не обладали необходимой мощностью и выносливостью.
 Положение изменилось после того, как была изобретена паровая машина. Тяжелые и неуклюжие паровые самоходы покатили по дорогам Европы. Шел девятнадцатый век...
 В 1885 г. английский инженер Джеймс Коуэн покрыл броней остов парового автомобиля. Броневой корпус имел полусферическую форму и напоминал не то стальную черепаху, не то гигантскую каску солдата неизвестной армии. У основания машины имелись четыре ножа-косы, соединенных с двигателем. При езде они совершали секущие движения, угрожая всякому, кто осмелился бы приблизиться к броневику вплотную. Вооружение состояло из восьми малокалиберных пушек. Имелось также пятьдесят бойниц для стрелков. На испытаниях стальная махина ехала со скоростью до 8 км/ч. Но на вооружение ее не приняли. Броневик оказался непрочным и совершенно неприспособленным к движению по мало-мальски неровной местности. Он сильно «хромал» на всех своих пяти колесах: четыре колеса этой «полевой локомобильной батареи» были опорными, а пятое служило для управления.
 

 

  "Бронемашины" Л.Д.Глаголев

Такси в Москве. такси в аэропорт, заказ такси в аэропорт, на вокзал. Такси из любого района Москвы трансфер в аэропорт ,в любое время суток - единый тариф. Круглосуточно такси во Внуково, заказ такси в аэропорт Домодедово, наличный и безналичный расчет. Круглосуточно. такси в Домодедово, такси в аэропорту Домодедово. Вызов такси в Шереметьево, заказ такси в аэропорт Шереметьево 2 1, круглосуточный заказ.

БТР

Три важных изобретения
Начало ..
Крещение огнем
Бронеавтомобили русской армии
Тайны старых папок
Гусматики
Семья бронемашин растет
Стальная трибуна вождя


"Бронемашины" Л.Д.Глаголев


БТР

Литература:
"Бронемашины"
Л.Д.Глаголев

"Бронетанковая техника"
В.С.Вознюк, П.Н.Шапов

"Бронетранспортеры и бронемашины России"
"В.Н. Газенко, В.Е. Ильин

Сайт управляется системой uCoz