История бронеавтомобиля.

 

   Солнечным утром 15 (28) июня 1914 г. в тихом городке Сараево (Босния) раздались выстрелы. В своем роскошном автомобиле марки «Грейф унд Штифт» был убит наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. Ровно через месяц после этого Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Запылала первая мировая война, развязанная империалистами за передел мира. Убийство эрцгерцога было только удобным поводом для ее начала.
 Залитый кровью Франца-Фердинанда автомобиль вовсю использовали для шовинистической пропаганды. Его с помпой прокатили по улицам Вены и водрузили в музей. Что же касается многих других, обычных, автомобилей, то они во всех странах были мобилизованы и призваны на военную службу.
 Суровая практика боев очень быстро подтвердила ту, еще недавно многим казавшуюся спорной истину, что автомобиль необходим на фронте. И не только обычный грузовик или штабной, но и автомобиль в доспехах — броневик. Уже в самом начале войны легкие бельгийские бронеавтомобили «Минерва» (их было несколько штук) провели ряд удачных боев с немецкими кавалерийскими частями. Они также хорошо показали себя в разведке и во внезапных боевых налетах.
 Бронированные машины начали строить во многих странах.
 Франция к началу войны фактически не имела бронеавтомобилей, если не считать нескольких штук, находившихся в Марокко. В начале августа 1914 г. кавалерийский корпус «Сордэ» реквизировал в Седане легковые и грузовые автомобили, снабдив их пулеметами. Из них было сформировано два отделения, которые использовались для разведки, связи и сопровождения автоколонн. В начале сентября корпусу придали один бронеавтомобиль, который и был разбит в первом же бою в Муне. В конце месяца была получена уже партия бронеавтомобилей, вооруженных пушками и пулеметами. К удивлению кавалеристов, их экипажи состояли из... матросов. Прямо в день прибытия сухопутным броненосцам пришлось принять участие в бою у города Аррас. Они выбили германских стрелков с занимаемых позиций и тем способствовали продвижению своей спешенной кавалерии.
 Некоторое время спустя еще одна партия бронеавтомобилей была придана кавалерийскому корпусу «Митра». Она участвовала в бою на р. Изер, а затем у города Ньюпор Здесь броневики, вооруженные 37-мм пушками, удачно действовали из засад.
 Использовались бронеавтомобили и в других кавалерийских частях.
 В мае 1915 г. автоброневые части были переданы в ведение артиллерии. Личный состав по-прежнему комплектовался из моряков. В следующем году бронеавтомобили опять были переданы кавалерии.
 Материальную часть французских авто-бронечастей составляли главным образом броневики «Пежо» и «Рено». Это были забронированные легковые автомобили.
 Недостатком первых французских броневиков военного поколения был хрупкий задний мост, рассчитанный лишь на массу легкового автомобиля, а массу брони и вооружения он выдерживал далеко не всегда.
 В 1917 г. французы предприняли попытку бронировать трактор «Лефевр», а затем известные грузовики «Уайт». Эти бронеавтомобили собирались оборудовать специальными эластичными шинами (бандажами) Дюскабля, но в связи с нехваткой последних от этого замысла пришлось отказаться. В целом броневики «Уайт» показали себя неплохо, если не считать того, что их двигатели «поедали» непомерно много масла, да иногда расшатывался каркас броневого корпуса. В Германии первоначально функции броневиков выполняли вооруженные в основном скорострельными пушками автомобили, не имевшие стального покрытия. Во время вторжения в Бельгию, а затем во Францию они придавались разведотрядам и шли в авангарде наступавших войск. Но уже в 1915 г. было налажено производство настоящих бронеавтомобилей. Стандартными типами стали тяжелые машины массой 9... 10 т с многочисленным пулеметным вооружением. Бронеавтомобили имели привод на все четыре колеса, что для таких тяжелых машин было просто необходимо. Строили их три фирмы: «Эрхард», «Бюссинг» и «Даймлер».
 Первый немецкий бронеотряд в составе девяти машин действовал на русском фронте летом 1915 г. Немецкие бронированные автомобили успешно были применены и во время наступления на Румынском фронте в 1916 г. В период интервенции на Украине в феврале 1918 г. кайзеровские войска использовали . подвижные авангарды, усиленные броневиками.
 В ходе боев первой мировой выяснилось, что немало вражеских попаданий бронеавтомобили получали в тот момент, когда разворачивались, пытаясь выйти из-под огня. Немецкие конструкторы учли этот опыт и на своих машинах стали устанавливать второй, задний пост управления. Броневик с двумя постами (и, разумеется, с двумя водителями) становился своеобразным бронированным челноком: не разворачиваясь, он мог быстро уйти в любую сторону.
 Итальянские войска начали использовать бронеавтомобили на фронтах первой мировой войны с большим опозданием, по сути, только в 1916 г. Отряды броневиков организационно входили в состав кавалерийских дивизий (один отряд на дивизию). Такие же отряды находились в резервах армий и крупных соединений.
 Отряды оснащались бронеавтомобилями «Ансальдо» («Лянчия») в однобашенном и двухбашенном вариантах, а также однобашенными «Бьянчи». Все это были легкие машины имевшие пулеметное вооружение.
 Англия располагала в начале войны бронеавтомобилем «Ланчестер» образца 1914 г Это была легкая, быстроходная машина. Часть броневиков вооружали малокалиберной пущ. кой, и они успешно применялись против вражеских бронеавтомобилей. Недостатком английских машин была низкая посадка, что ухудшало ее проходимость. Кроме того, из-за неудачной конструкции карбюратора пуск двигателя на морозе был затруднен.
 В дальнейшем в Англии изготовлялись бронеавтомобили «Остин», «Пирлесс», «Шеффильд-Симплекс» и др.
 С установлением на Западном фронте позиционной войны броневики Антанты остались не дел. И несколько автоброневых английских и бельгийских отрядов, вооруженных бронемашинами «Ланчестер». «Минерва» и другими, были переброшены в 1915 г. в Россию. Они располагались в Петрограде, Киеве, Калуге. Английские бронеавтомобили поставлялись и в русскую армию. Машина «Остин» имела достаточно мощный 50-сильный двигатель и при своей относительно небольшой массе отличалась неплохой подвижностью. Однако во время первых же боев выявились и серьезные недостатки этого бронеавтомобиля. При езде по плохим дорогам прогибался задний мост, в результате заедали полуоси, и движение становилось невозможным. Это был характерный недостаток всех броневиков, изготовленных на шасси легковых автомобилей. Броня «Остинов» образца 1914 г. была тонкой (3,5.-4 мм) и не отличалась высокими качествами. Она пробивалась обычной винтовочной пулей с расстояния до 200 м. Вооружение было размещено не самым лучшим образом: две пулеметные башни, установленные рядом, мешали друг другу при стрельбе во фланг. А высокая крыша передней части корпуса изрядно мешала и ведению огня вперед. Кожухи водяного охлаждения на пулеметах оказались очень уязвимыми для пуль и осколков. Короче говоря, «Остин» образца 1914 г. оказался малопригодным для крупных боевых действий.
 Поэтому в России начались серьезные работы по модернизации «Остинов». Попеременно, партиями, их отзывали с фронта и подвергали коренной переделке: заново бронировали отличной ижорской 7...8-мм «щитковой» (т. е. идущей на броневые щиты артиллерийских орудий) броней: усиливали задние мосты и т. д.
 Нужно сказать, что недостатки броневика быстро поняли и англичане: их «Остин» образца 1916 г. уже имел более толстую 8-мм броню и усиленную ходовую часть со сдвоенными задними колесами. Благодаря снижению крыши увеличилась зона обстрела из пулеметов. Их стволы были прикрыты броневыми щитками. Появился второй (задний) пост управления.
 Что касается однобашенного пулеметного броневика «Шеффильд-Симплекс», который производился специально для русской армии, то он, несмотря на низкий силуэт, показал свою полную непригодность к ведению боевых действий.

 

 

БТР

Главная
Сайт управляется системой uCoz