История бронеавтомобиля.

 

   В России постройкой броневиков занялись буквально с самого начала первой мировой войны. Базой послужили автомобили отечественного производства, изготовленные на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) Риге, — грузовики серии М. Времени было в обрез, и пришлось выбирать наиболее простые конструктивные решения. Решили не делать врашаюшихся башен. Недостаток этот компенсировали установкой трех пулеметов: одного в лобовой части корпуса и двух по бортам. Всего было построено 15 бронеавтомобилей. Их изготовил Ижорский завод в Колпино (недалеко от Петербурга, переименованного в начале войны в Петроград).
  Уже 19 октября 1914 г. первая автоброневая рота была направлена на Северо-Западный фронт. Рота состояла из четырех взводов пулеметных и одного взвода пушечных бронеавтомобилей. В каждом взводе было по три бронеавтомобиля «Руссо-Балт». Конечно, конструкция этих броневиков была далека от идеала. Но как бы там ни было, они делали свое дело и делали неплохо.
 Первое боевое применение русские бронеавтомобили получили 20 ноября 1914 г. в районе Пабианцы-Ласк, когда огнем из пулеметов и пушек нанесли германской пехоте большой урон. В этом бою два наших бронеавтомобиля получили повреждения, но сохранили способность двигаться своим ходом.
 Позже в донесении штаба 2-й армии Северо-Западного фронта от 3 января 1915 г. было сказано: «Бронированные автомобили снискали себе полное доверие в войсках, нашедших в этих машинах огромную мощную поддержку, особенно при наступлении». В другом несении читаем: «В бою под Лодзью исключительно пулеметным огнем бронеавтомобилей была совершенно расстроена колонна про тивника, наступавшая вдоль шоссе».
С весны 1915 г. в русскую армию стали поступать бронеавтомобили, закупленные за границей: «Остин», «Шеффильд-Симплекс» «Джаррот», «Армстронг-Уитворт». Все они отличались низкими боевыми качествами. Поэтому в дальнейшем от их поставок пришлось отказаться. Закупались только шасси грузовых автомобилей, которые бронировались в России, главным образом на Ижорском и Путиловском заводах. Самыми распространенными броневиками в русской армии стали пулеметные двухбашенные бронеавтомобили на английском шасси «Остин» и на американском ФИАТ (по итальянской лицензии).
 В июне—июле 1915 г. русские войска вели тяжелые бои в Галиции (на территории нынешних западных областей УССР). 15 июня в 11 ч утра взвод бронеавтомобилей получил приказ прикрыть отход лейб-гвардии Волынского полка в районе г. Томашово. Взвод состоял из двух пулеметных машин «Остин», перебронированных в России более толстыми (8-мм) стальными листами Ижорского завода.
 Из-за сильного артиллерийского огня, который вел противник, бронеавтомобили не могли выдвинуться вперед, и потому было решено оставить их в засаде. В 18.40 появился вражеский конный разъезд. Его подпустили на 40 шагов и открыли огонь. Разъезд был полностью уничтожен.
 Через некоторое время противник подтянул артиллерию. Тогда взвод отошел еще на версту и опять стал в засаду. В 20.30 появилась кавалерия противника, но броневики рассеяли и ее.
 На следующий день бронеавтомобили взвода прикрывали наши части к северу от деревни Криницы. К 10 ч утра пехота отошла, а машины стали в засаде. Около 13 ч три роты противника начали наступление из деревни Избица. Наши машины располагались на обратном скате высоты, и долгое время противник их не видел. Когда же немецкие цепи перевалили через гребень, их встретили пулеметным огнем почти в упор. Вражеская артиллерия начала обстрел, но прицельного огня вести не могла — наводчики не видели машин, расположенных на обратном скате. В этом коротком бою все три немецкие роты были уничтожены почти полностью. Наши бронеавтомобили отошли без потерь в расположение русских частей.
 Войска испытывали потребность и в более тяжелом типе бронеавтомобилей, вооруженных пушками. Осенью 1914 г. производство таких машин было налажено на Путиловском заводе. В качестве базы использовали американский грузовик «Гарфорд».
 В первой половине дня 16 июля 1915 г. немецкие войска начали наступление из деревни Туры возле г. Красностава (Галиция) на 3-й батальон Измайловского полка. Враг имел значительное превосходство в живой сил Но у измайловцев был один тяжелый бронеавтомобиль, вооруженный пушкой. Экипаж его немедленно получил боевое задание «содействовать отбитию атаки».
 Броневик находился на выжидательной позиции позади наших траншей. Машина рванулась с места и вскоре оказалась у первой линии окопов. Здесь бронеавтомобиль остановился и открыл огонь из орудия и пулеметов. В наступавших немецких цепях произошло замешательство. Воспользовавшись этим, наша пехота поднялась в контратаку и отбросила противника на исходный рубеж. Спохватившись, немецкая артиллерия открыла сильный огонь по броневику, но он невредимым отошел в укрытие.
 Через несколько дней тяжелый бронеавтомобиль по разбитым фронтовым дорогам был переброшен на новые позиции, к югу от города Савина. Вечером 4 августа русские части начали отход. В это время разведка донесла, что в деревне у Лысой горы сосредоточилась вражеская конница. Было решено после отхода наших основных сил нанести по противнику внезапный удар.
 К часу ночи последние русские солдаты покинули свои окопы. И тогда в сторону неприятели под покровом темноты на малом газу двинулся бронеавтомобиль. За ним черными тенями скользили конные казаки охранения. Дорога к деревне была разведана еще засветло. Машина незамеченной приблизилась к противнику и с расстояния 200...250 саженей открыла ураганный огонь. Паника у немцев началась уже после первых выстрелов. Вражеские конники бросились наутек, но на окраине деревни были обстреляны своей же пехотой, которая приняла их за русских казаков. Спасаясь от губительного огня, всадники рванулись в сторону и очутились в болоте... Расстреляв весь боезапас, броневик вернулся к своим.
 Кроме «Остинов», ФИАТов и «Гарфордов» бронировались, разумеется, и другие типы машин. Так, для боевых действий на Кавказе были защищены броней автомобили «Бенц» с двигателями мощностью 100 и 150 л. с.
 Штабс-капитан Мгебров в 1915 г. забронировал французский автомобиль «Рено». Все машины этой марки в то время имели радиатор, расположенный позади двигателя, и поэтому у них был характерный острый нос. Это обстоятельство как нельзя лучше и подходило Мгеброву для осуществления его замысла. Он решил построить бронеавтомобиль с сильно скошенной передней частью, напоминавшей по форме клин. Защищенность машины Мгеброва резко возросла по сравнению с другими типами броневиков: пуля, пробивавшая вертикальный лист стали, скользила по наклонным плоскостям корпуса машины Мгеброва.
 Другой русский офицер, тоже штабс-капитан, Поплавко разработал на шасси полноприводного грузовика «Джеффери» оригинальный броневик. Корпус был спроектирован такой формы, которая позволяла легко разрушать проволочные заграждения. По сути, это был колесный танк, который должен был идти впереди наступающей пехоты и прокладывать ей путь. В 1916 г. дивизион таких машин был направлен на фронт. Однако по своему прямому назначению он там не применяйся.
 Защищали броней и грузовые автомобили «Пирлесс». «Пирс-Арроу» и другие.
 К середине 1917 г. в русской армии несмотря на потери насчитывалось около 300 бронеавтомобилей, сведенных в 13 бронедивизионов. Наиболее эффективно применялись в периоды маневренных боевых действий, в основном во время наступления или отступления. Так, они неплохо показали себя во время Галицийского прорыва 1915 г. и особенно во время Брусиловскго наступления летом 1916 г. Важную роль они сыграли и в июле 1917 г. во время отступления русских войск от Тернополя и Галича, когда арьергардные бои велись почти одними бронеавтомобилями.

 

БТР

Главная
Сайт управляется системой uCoz