История бронеавтомобиля.

 

   Для того чтобы бронеавтомобиль в современном понимании слова появился на свет, нужно было изобрести сначала три вещи. Во-первых, автомобиль как таковой с компактным и достаточно мощным двигателем. Во-вторых, легкое скорострельное автоматическое оружие. И, в-третьих, тонкую, но прочную броню.
Что и говорить, паровой двигатель XIX в. имел массу недостатков, которые затрудняли его применение на самодвижущихся экипажах. Это и большая масса, и необходимость возить с собой немалый запас топлива, а также воды, и длительное время пуска. Автомобиль нуждался в другом «сердце» — двигателе компактном, легком при пуске и экономичном. Таким «сердцем» стал двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком топливе.
 Создание первого такого двигателя связано с именем нашего соотечественника И. Костовича. Морской офицер, человек технически
глубоко образованный, он разработал проект восьмицилиндрового бензинового двигателя мощностью 80 л. с. для дирижабля. В 1880 г. проект Костовича был одобрен, а в 1882-1884 гг. двигатель построили на Охтинской судоверфи. Сейчас он хранится в Москве, в Музее авиации и космонавтики имени Жуковского.
 Осенью 1885 г. немецкий изобретатель Карл Бенц совершил пробную поездку на трехколесном автомобиле с одноцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 1,5 л. с, а 29 января 1886 г. получил на машину патент. В 1885 г. его соотечественник Готлиб Даймлер поставил двигатель внутреннего сгорания на четырехколесную коляску. Эти машины и принято считать первыми бензиновыми автомобилями. В 90-е гг. производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания было налажено в ряде стран. Их выпуск с каждым годом возрастал. В 1904 г. во Франции было построено уже 17 100 автомобилей, в  Англии — 12 600, в Германии — 2200.
 Во второй половине прошлого века конструкторы работают над созданием автоматического оружия. Идея использовать энергию пороховых газов не только для выстрела, но и для перезаряжания была заманчивой. Ведь в этом случае стреляющему оставалось только прицеливаться и нажимать на спусковой крючок, что резко повышало скорострельность. Создавались различные проекты автоматических ружей, пистолетов и даже артиллерийских орудий. Так, в России в 80-е гг. морской офицер С. Валицкий представил проект «лафета для автоматического заряжания орудия», а бывший лесничий Д. Рудницкий предложил конструкцию автоматической винтовки. Однако эти предложения, как и многие другие, остались неосуществленными.
 Больше других повезло американскому изобретателю X. С. Максиму. В 1883 г. он изобрел пулемет. Это было оружие высокой огневой мощи. Оно не только автоматизировало заряжание, но сделало автоматической и саму стрельбу: при нажатии на гашетку выстрелы следовали один за другим с промежутками в доли секунды. Пулемет получил признание и впоследствии неплохо показал себя во время англо-бурской войны 1899—1902 гг.
 В середине XIX в. для защиты боевых кораблей от артиллерийских снарядов начинают применять броню из кованого железа. В 1859 г.
выдающийся русский техник В. С. Пятое впервые в мире изготовил броневые плиты способом прокатки, заменив малопроизводительный пудлинговый способ. В 70—90-е гг. в связи с развитием мартеновского производства железная броня постепенно вытесняется стальной.
Наряду с толстой стальной броней, доходившей до 450 мм, начинают прокатывать и тонкие листы, предназначенные для защиты от пуль и осколков. Такая броня изготавливалась из специальной стали с примесью главным образом никеля и хрома, а также кремния, марганца, иногда — ванадия. После прокатки листы подвергались термической обработке — отжигу при температуре 650°С и закалке при 800—920°С. В отличие от толстой брони, у которой прокаливалась только лобовая сторона, тонкие листы калились насквозь. В результате получалась однородная по структуре (гомогенная) броня высокой твердости.
 Таким образом, в начале нашего века все три необходимых компонента были изобретены. «Моторные телеги» все увереннее громыхали по булыжнику, пугая лошадей и разгоняя кур. Бородач в штатском — изобретатель Хайрем Максим -  ликовал: его пулемет был одобрен военными специалистами и принят на вооружение многих армий мира. На заводах Круппа в Германии, на Ижорском заводе возле Петербурга и на других предприятиях научились изготовлять отменные броневые листы...
 Теперь оставалось все это соединить в единое целое. Идея, как говорится, витала в воздухе. И не удивительно, что на протяжении всего нескольких лет ее пытаются осуществить в разных странах.
 

 

 

БТР

Главная
Сайт управляется системой uCoz