История бронеавтомобиля. |
Для того чтобы бронеавтомобиль в современном
понимании слова появился на свет, нужно было изобрести сначала три вещи.
Во-первых, автомобиль как таковой с компактным и достаточно мощным двигателем.
Во-вторых, легкое скорострельное автоматическое оружие. И, в-третьих, тонкую, но
прочную броню.
Что и говорить, паровой двигатель XIX в. имел массу недостатков, которые
затрудняли его применение на самодвижущихся экипажах. Это и большая масса, и
необходимость возить с собой немалый запас топлива, а также воды, и длительное
время пуска. Автомобиль нуждался в другом «сердце» — двигателе компактном,
легком при пуске и экономичном. Таким «сердцем» стал двигатель внутреннего
сгорания, работающий на жидком топливе.
Создание первого такого двигателя связано с именем нашего соотечественника
И. Костовича. Морской офицер, человек технически
глубоко образованный, он разработал проект восьмицилиндрового бензинового
двигателя мощностью 80 л. с. для дирижабля. В 1880 г. проект Костовича был
одобрен, а в 1882-1884 гг. двигатель построили на Охтинской судоверфи. Сейчас он
хранится в Москве, в Музее авиации и космонавтики имени Жуковского.
Осенью 1885 г. немецкий изобретатель Карл Бенц совершил пробную поездку на
трехколесном автомобиле с одноцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 1,5 л.
с, а 29 января 1886 г. получил на машину патент. В 1885 г. его соотечественник
Готлиб Даймлер поставил двигатель внутреннего сгорания на четырехколесную
коляску. Эти машины и принято считать первыми бензиновыми автомобилями. В 90-е
гг. производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания было налажено в
ряде стран. Их выпуск с каждым годом возрастал. В 1904 г. во Франции было
построено уже 17 100 автомобилей, в Англии — 12 600, в Германии — 2200.
Во второй половине прошлого века конструкторы работают над созданием
автоматического оружия. Идея использовать энергию пороховых газов не только для
выстрела, но и для перезаряжания была заманчивой. Ведь в этом случае стреляющему
оставалось только прицеливаться и нажимать на спусковой крючок, что резко
повышало скорострельность. Создавались различные проекты автоматических ружей,
пистолетов и даже артиллерийских орудий. Так, в России в 80-е гг. морской офицер
С. Валицкий представил проект «лафета для автоматического заряжания орудия», а
бывший лесничий Д. Рудницкий предложил конструкцию автоматической винтовки.
Однако эти предложения, как и многие другие, остались неосуществленными.
Больше других повезло американскому изобретателю X. С. Максиму. В 1883 г.
он изобрел пулемет. Это было оружие высокой огневой мощи. Оно не только
автоматизировало заряжание, но сделало автоматической и саму стрельбу: при
нажатии на гашетку выстрелы следовали один за другим с промежутками в доли
секунды. Пулемет получил признание и впоследствии неплохо показал себя во время
англо-бурской войны 1899—1902 гг.
В середине XIX в. для защиты боевых кораблей от артиллерийских снарядов
начинают применять броню из кованого железа. В 1859 г.
выдающийся русский техник В. С. Пятое впервые в мире изготовил броневые плиты
способом прокатки, заменив малопроизводительный пудлинговый способ. В 70—90-е
гг. в связи с развитием мартеновского производства железная броня постепенно
вытесняется стальной.
Наряду с толстой стальной броней, доходившей до 450 мм, начинают прокатывать и
тонкие листы, предназначенные для защиты от пуль и осколков. Такая броня
изготавливалась из специальной стали с примесью главным образом никеля и хрома,
а также кремния, марганца, иногда — ванадия. После прокатки листы подвергались
термической обработке — отжигу при температуре 650°С и закалке при 800—920°С. В
отличие от толстой брони, у которой прокаливалась только лобовая сторона, тонкие
листы калились насквозь. В результате получалась однородная по структуре
(гомогенная) броня высокой твердости.
Таким образом, в начале нашего века все три необходимых компонента были
изобретены. «Моторные телеги» все увереннее громыхали по булыжнику, пугая
лошадей и разгоняя кур. Бородач в штатском — изобретатель Хайрем Максим -
ликовал: его пулемет был одобрен военными специалистами и принят на вооружение
многих армий мира. На заводах Круппа в Германии, на Ижорском заводе возле
Петербурга и на других предприятиях научились изготовлять отменные броневые
листы...
Теперь оставалось все это соединить в единое целое. Идея, как говорится,
витала в воздухе. И не удивительно, что на протяжении всего нескольких лет ее
пытаются осуществить в разных странах.