История бронеавтомобиля.

 

   В 1900 г. русский изобретатель Б. Г. Луцкой, автор первого грузового автомобиля отечественной конструкции, предложил Артиллерийскому комитету еще один проект. Это был автомобиль, защищенный броневыми листами и вооруженный пулеметами. Однако военные чиновники были раздражены недавней неудачей с паровым бронированным трактором. Под горячую руку они отвергли и предложение Луцкого.
 В 1902 г. англичанин Фредерик Роберт Симе строит бронеавтомобиль на шасси грузовика с двигателем внутреннего сгорания. Два пулемета располагались в открытом сверху корпусе. Для безопасного наблюдения за полем боя имелся перископ. В этом же году автомобиль с частичным бронированием и пулеметом создает французская фирма "Шаррон, Жирардо и Вуа". Годом позже американец Эдвин Да Итон строит тяжелый броневик — «форт на колесах». Однако эта машина не оправдала надежд своего создателя.
 В конце 1904 г. уже известная нам фирма «Шаррон, Жирардо и Вуа» получила заказ от правительства России, в котором речь шла о бронеавтомобиле. Его проект разработал офицер русской армии М. А. Накашидзе.
 Накашидзе относился к той категории прогрессивно мыслящих русских военных, которые горячо поддерживали и пропагандировали идею применения автомобиля в армии. Еще в 1902 г. он публикует книгу «Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России». В ней Накашидзе убедительно доказывал экономическую выгоду применения автомобилей, в частности в условиях Кавказа.! Здесь же он пишет и о различных сторонах военного применения этого нового вида транспорта.
 В январе 1904 г. началась русско-японская война. Сибирский казачий полк, в котором служил подъесаул Накашидзе, направляют на фронт. И здесь горячий поклонник автомобилей воочию убедился в необходимости боевой бронированной машины. Он создал проект бронеавтомобиля с учетом суровых условий дальневосточного театра военных действий.
 В царской России не нашлось предприятия, которое взялось бы за изготовление такой сложной машины. Поэтому бронеавтомобиль «по мысли и проекту Накашидзе> был заказан во Франции. В 1905 г. машина была доставлена в Петербург и успешно испытана.
 Наступил 1906 г. Традиционные маневры австро-венгерской армии как всегда начинались помпезно. Ровными рядами выстроились пехота и конница. На специальном помосте в окружении свиты стоял сам престарелый император Франц-Иосиф.
 Вдруг издалека послышался какой-то непривычный звук. К помосту, тарахтя двигателем, приближался бронеавтомобиль с наглухо закрытым клепаным кузовом. На крыше его была смонтирована округлая, словно шляпка гриба, башенка, из которой выглядывал пулеметный ствол. Машина подъезжала все ближе. Кони, которые и так уже нервничали, при приближении стальной самодвижущейся повозки заметались. Стройные ряды всадников сломались. А один прославленный генерал не смог удержаться в седле и плюхнулся на землю.
 На лице Франца-Иосифа появилась недовольная гримаса, и он сделал какой-то неопределенный жест. Это и решило судьбу автомобиля. Детище Пауля Даймлера, главного инженера фирмы «Аустро-Даймлер», было отвергнуто.
 В 1906 г. в Италии фирма ФИАТ разработала проект бронеавтомобиля, сильно напоминавшего конструкцию Даймлера. Начала работы в этом направлении и Германия.
 К 1914 г. в армиях развитых капиталистических стран имелось по нескольку разнотипных бронеавтомобилей. Опыт их боевого использования был скуден. Англичане могли ссылаться только на применение бронированных паровых тракторов с бронированными же прицепами во время англо-бурской войны (1899—1902). Французы использовали бронеавтомобили для борьбы с восставшими племенами в Марокко. В России, по некоторым данным, бронеавтомобиль Накашидзе применялся для подавления крестьянских волнений в Прибалтике. Что касается Германии, то там на основе маневров 1909 г. вообще пришли к ошибочному выводу о ненужности бронеавтомобилей.
 Ни в одной армии мира не было единого типа бронеавтомобиля. Представления о способах его боевого применения были самые туманные.

 

БТР

Главная
Сайт управляется системой uCoz