История бронеавтомобиля. |
В 1900 г. русский изобретатель Б. Г. Луцкой,
автор первого грузового автомобиля отечественной конструкции, предложил
Артиллерийскому комитету еще один проект. Это был автомобиль, защищенный
броневыми листами и вооруженный пулеметами. Однако военные чиновники были
раздражены недавней неудачей с паровым бронированным трактором. Под горячую руку
они отвергли и предложение Луцкого.
В 1902 г. англичанин Фредерик Роберт Симе строит бронеавтомобиль на шасси
грузовика с двигателем внутреннего сгорания. Два пулемета располагались в
открытом сверху корпусе. Для безопасного наблюдения за полем боя имелся
перископ. В этом же году автомобиль с частичным бронированием и пулеметом
создает французская фирма "Шаррон, Жирардо и Вуа". Годом позже американец Эдвин
Да Итон строит тяжелый броневик — «форт на колесах». Однако эта машина не
оправдала надежд своего создателя.
В конце 1904 г. уже известная нам фирма «Шаррон, Жирардо и Вуа» получила заказ
от правительства России, в котором речь шла о бронеавтомобиле. Его проект
разработал офицер русской армии М. А. Накашидзе.
Накашидзе относился к той категории прогрессивно мыслящих русских военных,
которые горячо поддерживали и пропагандировали идею применения автомобиля в
армии. Еще в 1902 г. он публикует книгу «Автомобиль, его экономическое и
стратегическое значение для России». В ней Накашидзе убедительно доказывал
экономическую выгоду применения автомобилей, в частности в условиях Кавказа.!
Здесь же он пишет и о различных сторонах военного применения этого нового вида
транспорта.
В январе 1904 г. началась русско-японская война. Сибирский казачий полк, в
котором служил подъесаул Накашидзе, направляют на фронт. И здесь горячий
поклонник автомобилей воочию убедился в необходимости боевой бронированной
машины. Он создал
проект бронеавтомобиля с учетом суровых условий дальневосточного театра военных
действий.
В царской России не нашлось предприятия, которое взялось бы за
изготовление такой сложной машины. Поэтому бронеавтомобиль «по мысли и проекту
Накашидзе> был заказан во Франции. В 1905 г. машина была доставлена в Петербург
и успешно испытана.
Наступил 1906 г. Традиционные маневры австро-венгерской армии как всегда
начинались помпезно. Ровными рядами выстроились пехота и конница. На специальном
помосте в окружении свиты стоял сам престарелый император Франц-Иосиф.
Вдруг издалека послышался какой-то непривычный звук. К помосту, тарахтя
двигателем, приближался бронеавтомобиль с наглухо закрытым клепаным кузовом. На
крыше его была смонтирована округлая, словно шляпка гриба, башенка, из которой
выглядывал пулеметный ствол. Машина подъезжала все ближе. Кони, которые и так
уже нервничали, при приближении стальной самодвижущейся повозки заметались.
Стройные ряды всадников сломались. А один прославленный генерал не смог
удержаться в седле и плюхнулся на землю.
На лице Франца-Иосифа появилась недовольная гримаса, и он сделал какой-то
неопределенный жест. Это и решило судьбу автомобиля. Детище Пауля Даймлера,
главного инженера фирмы «Аустро-Даймлер», было отвергнуто.
В 1906 г. в Италии фирма ФИАТ разработала проект бронеавтомобиля, сильно
напоминавшего конструкцию Даймлера. Начала работы в этом направлении и Германия.
К 1914 г. в армиях развитых капиталистических стран имелось по нескольку
разнотипных бронеавтомобилей. Опыт их боевого использования был скуден.
Англичане могли ссылаться только на применение бронированных паровых тракторов с
бронированными же прицепами во время англо-бурской войны (1899—1902). Французы
использовали бронеавтомобили для борьбы с восставшими племенами в Марокко. В
России, по некоторым данным, бронеавтомобиль Накашидзе применялся для подавления
крестьянских волнений в Прибалтике. Что касается Германии, то там на основе
маневров 1909 г. вообще
пришли к ошибочному выводу о ненужности бронеавтомобилей.
Ни в одной армии мира не было единого типа бронеавтомобиля. Представления о
способах его боевого применения были самые туманные.