История бронеавтомобиля.

 

   Исследователя, занявшегося историей отечественных броневых машин, поджидают в архивах груды старых папок с выцветшими надписями. В папках — многочисленные листы бумаги с выкладками, чертежами, цифрами.. Перед нами проекты удивительных боевых машин, которым не суждено было воплотиться в металл. Нет. это не беспочвеннее прожекты фантазеров-мечтателей. На пожелтевших от времени страницах - вполне доброкачественные технические идеи нередко разработанные серьезно и глубоко. И только технико-экономическая отсталость тогдашней России да косность военных чиновников разных рангов помешали этим проектам стать реальными боевыми машинами.
 Возьмем одну из папок. Инженер-механик Сестрорецкого оружейного завода В. Коновалов предлагает детально разработанный проект «бронированных автовагонов» на базе грузовиков грузоподъемностью 3 и 5 т. Изобретатель, исходя из характера боевых действий первой мировой войны, считает, что такие машины нужно применять в широком масштабе. Но предоставим слово ему самому: «Автовагоны со всех сторон имеют броневую защиту из хромоникелевой стали толщиной в 4 и 6 мм... Каждый такой вагон снабжен одним пулеметом в передней башенке с хорошим обстрелом и с боков щелевидными отверстиями для стрельбы из винтовок. Внутреннее помещение рассчитано на перевозку 20 человек в сидячем положении... Колеса автовагонов приспособлены для наших грунтовых дорог: спицы с обеих сторон закрыты наглухо стальными дисками, катящиеся поверхности уширены вдвое против средней нормы». Стоп! Да ведь это бронетранспортер! Только новаторская идея не была, к сожалению, оценена тогда по достоинству.
 Листаем документы дальше... Предложение изобретателя В. Казанского, сделанное в начале 1915 г.: вооруженные пулеметами бронированные вездеходы с широкими колесами большого диаметра...
 А вот проект «земного броненосца», который рассматривался в техническом комитете Главного военно-технического управления н августе этого же года. Машина должна была состоять из нескольких соединенных между собой катков большого диаметра. Над ними крепились броневые площадки. Внутри одних катков располагались машинное отделение и обслуживающие его солдаты, внутри других, а также на бронеплощадках — вооружение и боеприпасы...
 Открываем еще одну папку... Вот разработанный И. Кузьминым в начале 1916 г. проект броневика с шестью ведущими колесами. А вот сделанное несколькими месяцами раньше, в декабре пятнадцатого, предложение поручика Быковца: проволочные заграждения нужно разрушать тяжелым бронированным трактором, имеющим восемь ведущих колес.
 Еще один любопытный документ: в ноябре 1916 г. инженер Яковлев представил в комиссию по броневым автомобилям чертежи и даже модель боевой машины. По замыслу конструктора, у нее было двенадцать (!) ведущих колес. Благодаря этому машина должна была хорошо передвигаться по местности и преодолевать различные препятствия. Яковлев предлагал вооружить машину шестью пулеметами и покрыть 9-мм броней. Комиссия проект рассмотрела, но... никакого решения не приняла.

Вот еще несколько интересных проектов боевых машин. Среди них - боевой самоход солдата Кириченко, где в качестве движителя использовался... шагающий механизм.

Еще одна папка... Прелюбопытнейший документ - докладная записка в Главное управление кораблестроения, датированная 1916 г. Изобретатель И. Чайковский вносит предложение о постройке плавающего бронеавтомобиля. И резолюция: "...В бронированном автомобиле, могущем двигаться по воде, морское ведомство надобности не встречает".

В старых папках находим интересные проекты не только машин, но и отдельных узлов. Однако эти новаторские предложения были похоронены в архивной пыли.

Например, инженер В. Ребиков в июне 1915 г. предложил сверху главной башни бронеавтомобиля установить еще одну, небольшую, вооруженную пулеметом.

В августе 1915 г. одна из Петроградских фирм разработал аэлектрогироскопический стабилизатор для пушки бронеавтомобиля. Стабилизатор ослаблял воздействие колебаний машины на орудие и позволял вести меткий огонь с ходу...

В броневом отделе Военно-автомобильной школы было разработано вентиляционное устройство. Оно позволяло быстро очищать от пороховых газов башню пушечного автомобиля. Условия работы экипажа улучшались, практическая скорострельность повышалась. Но и эти проекты не получили поддержки.

Не были по достоинству оценены и работы братьев Бажановых, которые еще в 1914 г. успешно испытали колеса с внутренней амортизацией, и перископический смотровой прибор изобретателя А. Чемерзина...

Таким образом, об уровне разработок броневых машин в России того времени нельзя судить только по "живым", имевшимся в войсках броневикам. Он был намного выше и нередко опережал свое время. Часть идей была реализована на боевых машинах много лет спустя.

 

БТР

Главная
Сайт управляется системой uCoz