История бронеавтомобиля. |
Исследователя, занявшегося историей
отечественных броневых машин, поджидают в архивах груды старых папок с
выцветшими надписями. В папках — многочисленные листы бумаги с выкладками,
чертежами, цифрами.. Перед нами проекты удивительных боевых машин, которым не
суждено было воплотиться в металл. Нет. это не беспочвеннее прожекты
фантазеров-мечтателей. На пожелтевших от времени страницах - вполне
доброкачественные технические идеи нередко разработанные серьезно и глубоко. И
только технико-экономическая отсталость тогдашней России да косность военных
чиновников разных рангов помешали этим проектам стать реальными боевыми
машинами.
Возьмем одну из папок. Инженер-механик Сестрорецкого оружейного завода В.
Коновалов предлагает детально разработанный проект «бронированных автовагонов»
на базе грузовиков грузоподъемностью 3 и 5 т. Изобретатель, исходя из характера
боевых действий первой мировой войны, считает, что такие машины нужно применять
в широком масштабе. Но предоставим слово ему самому: «Автовагоны со всех сторон
имеют броневую защиту из хромоникелевой стали толщиной в 4 и 6 мм... Каждый
такой вагон снабжен одним пулеметом в передней башенке с хорошим обстрелом и с
боков щелевидными отверстиями для стрельбы из винтовок. Внутреннее помещение
рассчитано на перевозку 20 человек в сидячем положении... Колеса автовагонов
приспособлены для наших грунтовых дорог: спицы с обеих сторон закрыты наглухо
стальными дисками, катящиеся поверхности уширены вдвое против средней нормы».
Стоп! Да ведь это бронетранспортер! Только новаторская идея не была, к
сожалению, оценена тогда по достоинству.
Листаем документы дальше... Предложение изобретателя В. Казанского,
сделанное в начале 1915 г.: вооруженные пулеметами бронированные вездеходы с
широкими колесами большого диаметра...
А вот проект «земного броненосца», который рассматривался в техническом
комитете Главного военно-технического управления н августе этого же года. Машина
должна была состоять из нескольких соединенных между собой катков большого
диаметра. Над ними крепились броневые площадки. Внутри одних катков
располагались машинное отделение и обслуживающие его солдаты, внутри других, а
также на бронеплощадках — вооружение и боеприпасы...
Открываем еще одну папку... Вот разработанный И. Кузьминым в начале 1916
г. проект броневика с шестью ведущими колесами. А вот сделанное несколькими
месяцами раньше, в декабре пятнадцатого, предложение поручика Быковца:
проволочные заграждения нужно разрушать тяжелым бронированным трактором, имеющим
восемь ведущих колес.
Еще один любопытный документ: в ноябре 1916 г. инженер Яковлев представил
в комиссию по броневым автомобилям чертежи и даже модель боевой машины. По
замыслу конструктора, у нее было двенадцать (!) ведущих колес. Благодаря этому
машина
должна была хорошо передвигаться по местности и преодолевать различные препятствия. Яковлев предлагал вооружить машину шестью пулеметами и покрыть 9-мм броней. Комиссия проект рассмотрела, но... никакого решения не приняла.
Вот еще несколько интересных проектов боевых машин. Среди них - боевой самоход солдата Кириченко, где в качестве движителя использовался... шагающий механизм.
Еще одна папка... Прелюбопытнейший документ - докладная записка в Главное управление кораблестроения, датированная 1916 г. Изобретатель И. Чайковский вносит предложение о постройке плавающего бронеавтомобиля. И резолюция: "...В бронированном автомобиле, могущем двигаться по воде, морское ведомство надобности не встречает".
В старых папках находим интересные проекты не только машин, но и отдельных узлов. Однако эти новаторские предложения были похоронены в архивной пыли.
Например, инженер В. Ребиков в июне 1915 г. предложил сверху главной башни бронеавтомобиля установить еще одну, небольшую, вооруженную пулеметом.
В августе 1915 г. одна из Петроградских фирм разработал аэлектрогироскопический стабилизатор для пушки бронеавтомобиля. Стабилизатор ослаблял воздействие колебаний машины на орудие и позволял вести меткий огонь с ходу...
В броневом отделе Военно-автомобильной школы было разработано вентиляционное устройство. Оно позволяло быстро очищать от пороховых газов башню пушечного автомобиля. Условия работы экипажа улучшались, практическая скорострельность повышалась. Но и эти проекты не получили поддержки.
Не были по достоинству оценены и работы братьев Бажановых, которые еще в 1914 г. успешно испытали колеса с внутренней амортизацией, и перископический смотровой прибор изобретателя А. Чемерзина...
Таким образом, об уровне разработок броневых машин в России того времени нельзя судить только по "живым", имевшимся в войсках броневикам. Он был намного выше и нередко опережал свое время. Часть идей была реализована на боевых машинах много лет спустя.