История бронеавтомобиля.

Гусматики

Одной из важных проблем, которую создателем броневиков пришлось решать с самого начала, была проблема колеса, или, точнее, обувки для него - шины.

На первых бронеавтомобилях шины были сплошными, отлитыми из резины. Такие шины не боялись случайных проколов, пуль, осколков. Кроме того, они способны были выдерживать машину любой массы. Но был у них один крупный недостаток - малая эластичность. Броневик с жесткими шинами не мог даже на мало-мальски неровной дороге развивать нормальную скорость - иначе он сам бы себя вывел из строя в результате тряски. Таким образом, не использовалось одно из основных достоинств бронеавтомобиля - его быстроходность.

Некоторые легкие бронеавтомобили снабжались пневматическими (надувными) шинами, подобными тем, которые применялись тогда на легковых автомобилях и небольших грузовиках. Подвижность таких броневиков была отменной, но этого нельзя было сказать о живучести. Стоило машине проехать, скажем по колючей проволоке - и шина спускала. А на одних ободах далеко не уедешь. Автомобиль терял подвижность и не мог успешно выполнять боевое задание. Если же это случалось под огнем противника, машина становилась отличной мишенью.

В Германии во время войны стало не хватать каучука - сырья для резиновой промышленности. Поэтому на некоторых армейских автомобилях начали испытывать шины, не имеющие ни грамма резины. Они представляли собой стальные пружины, зажатые между двумя металлическими ободами: малым, внутренним, и большим, наружным. Понятно, что такие шины не боялись проколов, но в целом себя не оправдали и на броневиках применения не нашли.

Англичане для своих "Остинов" придумали следующее. Каждый бронеавтомобиль имел два комплекта колес. В обычных условиях машина разъезжала на пневматиках и могла быстро перебрасываться по дорогам с одного участка фронта на другой. Однако перед тем как вступать в соприкосновение с противником, машину "переобували" в другие колеса, так называемые боевые. Шины их были выполнены из сплошной резины и ,кроме того, имели специальные выступы, улучшающие сцепление с грунтом. Неудобства такой системы были очевидны. Нужно было постоянно возить с собой четыре лишних колеса и тратить дорогое время на их замену. При этом скорость в бою была недостаточной.

И все же конструкторы нашли выход.

Перед первой мировой войной в Петербурге жил химик А. Гусс. Им был разработан специальный наполнитель для шин бронеавтомобилей, легкий и упругий, который после заливки в шину застывал и становился сухим, мелкопористым, словно пробка. Такие шины были пулестойкими и по имени изобретателя названы гусматиками. Первые опыты прошли удачно, но Гусс вскоре умер. Тайна изготовления гусматиков ушла вместе с ним.

Однако фронт настоятельно требовал бронеавтомобили с пулестойкими шинами. Было решено возобновить производство гусматиков любой ценой. Возглавили работу опытные инженеры-химики. Разыскали бывшего сотрудника Гусса, который знал технологию заполнения колес. Путем химического анализа установили состав наполнителя или, как его еще называли, автомассы. Как выяснилось, в основном она состояла из желатинового клея и глицерина.

Гусс для своего наполнителя пользовался импортным желатином. Но с началом войны поставки его прекратились. В марте 1915 г. после того, как было налажено производство собственного желатина, в бывшей мастерской Гусса начались опыты по созданию автомассы. Тонкостей ее варки никто не знал. Пробовали по-разному, а гусматик не получался.

В мае наконец изготовили восемь более или менее удачных шин. Четыре поставили на колеса броневика "Остин", еще четыре взяли про запас и двинулись в испытательный пробег по Царскосельскому шоссе. Не проехали и нескольких верст, как наполнитель разогрелся и образовавшиеся газы разорвали новенькие покрышки. Пробег продолжался 24 ч и показал, что автомасса еще далеко не совершенна. Начались новые пробы. Однако недаром говорится, что терпение и труд все перетрут. Тайна гусматиков была в конце концов раскрыта, и через несколько месяцев такие шины стали поступать на фронт. Бронеавтомобили, обутые в неуязвимые гусматики, пошли в бой. Изготовители гарантировали пробег в 1000 верст, но фактически он нередко доходил до 3000 вест, что было по тем временам отличным показателем

В ходе войны эластичные наполнители шин применялись также на немецких и английских броневиках. Немецкий наполнитель был неплохой, а английская масса (рабберин) уступала гусматику в эластичности и долговечности.

 

БТР

Главная
Сайт управляется системой uCoz