История бронеавтомобиля.

БТР

Главная
Каталог
Назад

Бронеавтомобили "Остин" английской постройки. (БК-1/97)
Бронеавтомобили "Остин" постройки Путиловского завода (БК-1/97)
Броневик революции (ТМ-1/83)

Русский «ОСТИН», 1-й автобронеотряд Красной Армии, февраль 1920 года


Бронеавтомобили "Остин" постройки Путиловского завода

 

В 1916 году ГВТУ помимо закупки боевых машин за границей решило изготавливать броневики и в России. Для этой цели кроме 90 шасси «Фиат» предполагалось использовать и шасси «Остин», хорошо зарекомендовавшее себя в русских условиях.

25 августа 1916 года с этой фирмой заключили договор на поставку 60 шасси с двойным рулевым управлением. В остальном они ничем не отличались от ранее используемых для бронеавтомобилей «Остин» 2-й серии. (Такое же двухрулевое шасси применялось и для машин «Остин» 3-й серии).

В России бронировку шасси поручили Путиловскому заводу, который на основании эскизного проекта Броневого отдела Военной автомобильной школы к сентябрю 1916 года подготовил рабочие чертежи. Причем, согласно заказу, из 60 броневых автомобилей 39 должны были иметь движитель Кегресса, к тому времени уже успешно опробованный на «Остине» 2-й серии.

Первоначально правление завода определило следующие сроки изготовления машин: «10 штук к 15 января 1917 года и дальше по 10 в месяц со сдачей последних броневиков к 15 июня, при условии, что шасси будут поступать за три месяца до срока». Однако из-за того, что шасси начали прибывать в Россию только в январе 1917 года (к февралю получено около 20 штук), работы по постройке бронеавтомобилей задерживались, а после февральской революции и вовсе прекратились. «В настоящее время на Путиловском заводе стоят шасси «Остин», готовящиеся к бронировке, из которых к июлю должно быть выпущено 60 штук. Ни одно из них не забронировано и ничего не делается», — докладывал 18 марта 1917 года штабс-капитан Иванов, наблюдавший за постройкой боевых машин на Путиловском заводе. Дело сдвинулось с мертвой точки только в августе, и к марту 1918 года удалось забронировать два шасси, три находилось в полузаконченном виде.

В конструкции путиловского «Остина» учли опыт боевого применения английских машин этой марки. Прежде всего бронеавтомобиль получил диагонально расположенные башни и зенитные пулеметные станки с углом возвышения около 80°. Во избежание попадания пулеметных гильз в щель между корпусом и башней и заклинивания последней (такие случаи бывали на английских «остинах») крышу сделали двускатной. Водители переднего и заднего рулевых постов имели улучшенную обзорность при движении в бою. Корпус броневика изнутри обивался тонким войлоком для защиты экипажа от кусочков металла при обстреле. Толщина брони составляла 7,5 мм для вертикальных и 4 мм для горизонтальных поверхностей. Масса машины с экипажем из 5 человек, запасами горючего и патронов составляла 5,2 т, а скорость около 55 км/ч. (Любопытная деталь: часто используемое в советской литературе название машин этого типа «Остин-путиловец» не встречается ни в одном документе. В 1918— 1921 годах такие броневики иногда называли «русским «Остином».)

20 декабря 1917 года открылся 2-й «Броневой съезд», депутаты которого в основном придерживались большевистской ориентации и представляли далеко не все броневые части Русской армии. Съезд избрал исполнительное бюро, которое 31 января 1913 года распоряжением Совнаркома было преобразовано в Центральный совет броневых частей — Центробронь — для управления всеми броневыми силами РСФСР и создания красных бронеотрядов. С этой целью Центробронь занялся демобилизацией бронедивизионов и инвентаризацией их имущества.

Судя по документам этого органа, судьба дивизионов сложилась по-разному: «1, 2, 3, 4-й — почти целиком достались немцам; 5, 6 и 12-й демобилизованы полностью; машины 7-го и 8-го взяты в Киеве украинцами; 9-й демобилизовал только управление; 10-й был захвачен польскими легионерами, а 30-е отделение, входившее в него, было разоружено в г.Казани, где выступило против Советской власти; 11-й дивизион демобилизовал 43-е и часть 47-го отделений, а остальные были захвачены в Дубно, Кременце и Во-лочиске и украинизированы. Что касается дивизионов Особого назначения и Особой армии, то они были полностью украинизированы».

Эти данные относятся к началу марта 1918 года.

В апреле Центробронь направил в Совнарком доклад о состоянии бронесил Красной Армии: «В настоящее время на учете Центроброни имеется 270 бронемашин, разбросанных по разным городам Российской республики. Исправных и боеспособных машин из этого числа наберется не более 150, каковое количество находится частью в броневых отрядах, частью в ведении различных организаций: Совдепах, штабах и пр. Понятно, что машины эти, будучи оторваны от надлежащего технического присмотра и не будучи собраны в правильно организованные отряды, не представляют из себя боевых единиц и количество их с каждым днем все более и более уменьшается. Для устранения указанных недочетов Советом Центроброни приглашен В.А.Халецкий, на обязанности коего будет разработать проект организации броневых отрядов и обслуживания ими армии (впоследствии Халецкий — бывший член Комиссии по броневым автомобилям — командовал танковой школой Добровольческой армии в Екатеринодаре. — Прим. авт.).

ГВТУ в свое время был дан наряд Ижорскому заводу на бронирование 90 шасси «Фиат», из коих 36 машин были получены с завода в готовом виде в 1917 году. В 1918 году Советом Центроброни был заключен контракт с Ижорским заводом на бронирование остальных 54 шасси по цене 30 тыс. руб. за штуку...

ГВТУ был, кроме того, дан заказ Путиловскому заводу на бронирование 60 шасси «Остин». В настоящее время Путиловский завод за неимением стали и топлива не в состоянии выполнить данный заказ, а посему Совет Центроброни начал переговоры с Путиловским и Ижорским заводами о передаче заказа на изготовление брони Ижорскому заводу, обладающему достаточным количеством металла и топлива, оставив Путиловскому заводу лишь изготовление арматуры.

Поэтому в настоящее время является необходимым:

а) отпустить в распоряжение Центроброни 1 млн. 620 тыс.руб. для возможного окончания бронировки шасси «Фиат» на Ижорском заводе;
б) предоставить Центроброни право передать часть заказа на бронирование автомобилей «Остин» с Путиловского завода на Ижорский.

Кроме того, Совет Центроброни надеется получить до 50 шасси «Фиат» в г.Москве с завода АМО и, исследовав их на предмет годности к бронированию, предполагает отдать их в бронировку одному из поволжских заводов, так как считает Петроград неблагонадежным местом для этой цели».

Начиная с лета 1918 года броневики начинают применяться в боях гражданской войны. Применяться эпизодически, как в составе различных подразделений — «бронеколонн», «партизанских особого назначения отрядов», так и отдельными машинами. Наряду с этим предпринимаются первые попытки придания бронечастям более или менее стройной организации, сведения их в автобронеотряды. Насколько это удалось Центроброни, можно судить по «Сведениям о состоянии броневых частей Российской Советской Федеративной Республики по состоянию на 1-ебронеколонн сентября 1918 года», представленным в таблице.

«Сведения» весьма характерные для тогдашней российской действительности. Помимо трех десятков разномастных бронеотрядов, самые крупные из которых находились в Москве и Петрограде и не очень спешили в бой, 21 бронемашина находилась в ведении различных организаций и «товарищей». Ну скажите на милость, разве мог «автокомиссар Туркестана» иметь под рукой меньше двух броневиков или разве могла обойтись без них тамбовская ЧК? Из подобной неразберихи и вытекала соответствующая организация боевых действий, которую иллюстрирует рапорт командира 1 -го отделения Летучего бронеавтоотряда Николаева: «Доношу до Вашего сведения, что 1-е отделение Летучего бронеотряда, состоящее из броневой машины типа «Остин», пушечной типа «Гар-форд», грузовой машины «Уайт» и мотоциклета типа «Клено», находится s распоряжении командира Московской Особой Советской пехотной бригады тов.Рачецкого. Район военных операций — г.Новохоперск. Бронемашина типа «Остин» вследствие поломки и ввиду невозможности произвести на месте надлежащего ремонта отправлена во вверенный Вам отряд. Грузовая машина «Уайт» при моем отсутствии и без моего распоряжения по приказанию командира полка тов.Толотадзе 5-го сентября с.г. была взята из моего отделения для вывоза зерна из хутора Нижне-Моховое, Вследствие порчи мотора и приближения неприятеля к вышеупомянутому хутору во время отступления машина «Уайт» была оставлена неприятелю.

В настоящее время в отделении осталась бронемашина типа «Гарфорд», которая находится в неисправности, вследствие чего вышеупомянутая машина стоит на открытой платформе вагона и держит обстрел на линии Поворино — Колено».

Стремясь привести организацию бронечастей к общему знаменателю, 13 ноября 1918 года Реввоенсовет утвердил штат автоброневого отряда (АБО). Его боевая часть состояла из 4 броневиков — 3 пулеметных и одного пушечного, причем последний мог заменяться пулеметным. Кроме того, в отряде имелось 5 грузовых и 4 легковых автомобиля, автоцистерна, автомастерская, 4 мотоцикла и 6 велосипедов. Личный состав состоял из 100 человек. Бронеотряд по командной линии подчинялся командиру части или соединения, которым был придан, а по линии снабжения — броневому отделу военно-инженерного управления фронта или округа, в пределах которого отряд находился. Подготовка рядового состава для службы в броневых частях осуществлялась в учебной команде при гараже формирования автоброневых отрядов в Москве. В феврале 1920 года она была развернута в Запасную бригаду по формированию автобронеотрядов. Подготовка командных кадров бронесил Красной Армии началась с создания в апреле 1918 года ускоренных броневых курсов, а на их базе в начале 1919 года в Москве сформировали Броневую школу.

Белое движение, зародившееся на окраинах России, первое время не имело ни броневых автомобилей, ни возможностей для их изготовления в заводских условиях. Это объясняется отсутствием в местах формирования Белой армии военных складов, крупных промышленных предприятий и автомобилей, пригодных для бронирования. Поэтому первоначально единственным источником пополнения бронечастей служили трофейные машины. Так, например, к 1 августа 1918 года Донская армия располагала всего двумя броневиками, отбитыми у красных и отремонтированными на предприятиях Новочеркасска. Для пополнения парка там же в сентябре месяце был забронирован 5-тонный грузовик «Пирс-Арроу», впоследствии хорошо показавший себя в боях. Предполагавшаяся постройка еще шести броневых машин не состоялась из-за отсутствия на Дону исправных и надежных грузовиков. Вообще, по донесению командующего Донской армии,«работа по ремонту броневиков была весьма тяжела, вследствие полного отсутствия необходимых материалов и рабочих». Не лучше обстояло дело и в войсках генерала Деникина, имевших в конце сентября 1918 года только шесть броневых автомобилей.

По мере расширения отвоеванной у красных территории и освобождения крупных городов Добровольческая армия получила возможность строить броневики собственными силами. Осенью 1918 года в Тихорецких железнодорожных мастерских забронировали три машины: «Россия», «Генерал Алексеев» и «Диктатор». Это были так называемые «суррогатные» броневики, построенные из подручных материалов с использованием деталей от разбитых серийных бронеавтомобилей. В качестве базы применялись шасси грузовиков «Бурфорд», «Джеффери» и «Уайт». Такое пополнение парка позволило командованию Добровольческой армии уже к концу 1918 года сформировать первый броневой автомобильный дивизион в составе управления и 4 отрядов по две машины в каждом.

К началу 1919 года броневые силы сторон окончательно оформились, при этом они полностью копировали организацию броневых частей Русской армии. Правда, белые сохранили дивизионную структуру, а красные, по существу, вернулись к взводной организации, что было несомненным шагом назад. Последнее обстоятельство можно объяснить отсутствием у красных достаточного количества подготовленных командных кадров. Что касается тактики применения бронеавтомобилей в гражданской войне, то она коренным образом отличалась от тактики периода 1-й мировой войны. Маневренный характер боевых действий привел к значительно более частому применению броневиков для совместных атак с конницей. Кроме того, они привлекались для выполнения самостоятельных задач: осуществление набегов на фланги и тылы противника с целью нарушения управления, разгром баз снабжения и нарушение коммуникаций. На броневые отряды возлагались задачи захвата во вражеском тылу важнейших узлов дорог и других важных объектов и удержания их до подхода своих войск. Выполнение этих задач облегчалось частым отсутствием сплошной линии фронта (в отличие от 1-й мировой войны) и слабым инженерным обеспечением линии обороны как с той, так и с другой стороны.

Примером взаимодействия броневиков и конницы могут служить действия 32-го автобронеотряда Красной Армии под командованием Вой-ткевича совместно с 4-й кавалерийской дивизией в районе ст.Казанская в сентябре 1919 года. Преследуя противника, автобронеотряд ворвался в отходящие колонны конного корпуса генерала Савельева и своим огнем нанес серьезное поражение противнику, захватив при этом 5 орудий и много пулеметов. В ходе преследования бронеотряд вместе с конницей захватил исправный бронепоезд противника и большое количество военного имущества.

Белые тоже не оставались в долгу, демонстрируя не менее удачные действия броневиков и конницы. Так, 29 октября 1919 года «бронеавтомобиль «Генерал Кельчевский» участвовал в бою совместно с корпусом генерала Шкуро под деревней Али-совкой. Вырвавшись вперед, броневик занял несколько селений, захватив много пленных. Красные банды в панике бежали, теряя вооружение и обозы. Бронеавтомобиль «Атаман Богаевский» («Остин» 3-й серии.— Прим. aem.) северо-восточнее ст.Кос-торной атаковал конницу Буденного и огнем пулеметов рассеял ее. Команды получили благодарность от генерала Шкуро».

В октябре 1919 года, в момент наибольшего продвижения Вооруженных сил юга России (ВСЮР) в их наступлении на Москву они уже располагали 6 линейными броневыми дивизионами и одним запасным.

В отличие от белых, пополнение броневых частей Красной Армии осуществлялось в основном за счет фабричного производства броневых автомобилей.

28 сентября 1918 года Центробронь заключил договор на бронирование 41 шасси «Остин». Однако после изготовления к концу 1919 года 33 бронеавтомобилей их выпуск прекратили.

В 1919 году, параллельно с постройкой машин на колесном ходу, началось и производство «бронированных автокегрессов Остин». Работы велись следующим образом. Заготовка деталей и установка движителя на шасси осуществлялась на Путиловском заводе. Бронирование вел Ижорский завод, который постоянно имел в запасе два готовых бронекорпуса для установки их на прибывающие с Путиловского завода шасси. Установка корпуса занимала 5 суток. По сравнению с движителем, испытанным на «Остине» 2-й серии, «кегрессы», ставившиеся на «остинах» русского изготовления, были несколько усовершенствованы. Первый «Остин-Kerpecc» вышел на испытания 2 июля 1919 года. До конца года выпустили еще пять подобных машин. В ноябре— декабре 1919 года Ижорский завод вел «испытания грузоподъемности и подвижности готового «Кегресса» на предмет установки вместо пулеметов двух 37-мм орудий Гочкиса». Чем закончились эти эксперименты — неизвестно.

В январе — марте 1920 года, после постройки еще шести бронированных «кегрессов» их изготовление прекратили из-за отсутствия шасси. Имевшиеся на Путиловском заводе заготовки на 22 движителя к броневым автомобилям в 1921 году планировалось установить на колесные «остины» русской постройки, но по ряду причин осуществить это не удалось.

Ввиду того, что большая часть русских «остинов» строилась в 1919 году, они начали поступать в бронечасти Красной Армии только с конца лета. Поэтому эти машины активно использовались только в боях с армией генерала Юденича и в советско-польской войне.

В октябре — ноябре 1919 года, когда Северо-Западная армия белых подошла к Петрограду, все готовые на тот момент «остины» спешно направили на его защиту. Так, 21 октября 1919 года 2-я стрелковая дивизия 7-й армии получила три «Остина-Кегресса», два из которых пришли прямо с завода. 25 октября они участвовали в атаке совместно с пехотой северо-западнее Детского Села, причем огнем батареи белых две машины получили повреждения. Несколько путиловских «остинов» действовали в составе бронеотрядов 7-й и 15-й армий во время контрнаступления против армии генерала Юденича и эстонских частей. Последние захватили две такие машины, которые состояли впоследствии на вооружении эстонской армии до середины 30-х годов.

Особенно активно использовались «остины» Путиловского завода в советско-польской войне, в ходе которой несколько машин досталось полякам. Так, 28 мая 1920 года «Остин» 1-го АБО под названием «Стенька Разин» поддерживал атаку советской пехоты у д.Каретово в районе Бобруйска. В том бою машина попала в воронку, из которой не могла выбраться без посторонней помощи. После расстрела всех патронов и при отсутствии помощи со стороны пехоты команда оставила броневик. Он был захвачен частями 14-й Велико-польской дивизии и под названием «Poznanczyk» состоял на вооружении польской армии до середины 30-х годов. {Любопытно, что другой "Остин» этого же отряда, носивший имя «Враг капитала», сохранился до сегодняшних дней. Долгие годы он считался «стальной трибуной вождя» — легендарным броневиком, с которого выступал Ленин в апреле 1917 года. Однако вождь мирового пролетариата никогда не поднимался на этот броневой автомобиль: машина вышла из заводского цеха только в августе 1919 года.) В марте 1920 года на Западный фронт убыл 6-й АБО под командованием И.Андреева. В его состав входили 4 «Остина-Кегресса» — «Украинец», «Питерец», «Путиловец» (название четвертой машины неизвестно).

21 марта 1920 года отряд поддерживал атаку 58-й стрелковой дивизии красных в районе Житомира. Но действующий со стороны поляков броневик «Dziadek» («Гарфорд») огнем из пушки подбил два «кегресса», один из которых — «Украинец» — им удалось захватить. Еще один бронеавтомобиль из состава 6-го АБО — «Путиловец» — был захвачен чуть позже, 26 апреля в Житомире. По польской терминологии «остин-кегрессы» назывались «полутанками». Обе трофейные машины после ремонта служили в польской армии до начала 30-х годов, а затем были переданы в танковую школу в Модлине. Там один из них установили на постамент в качестве памятника. В 1939 году при подходе немцев броневик сбросили в Вислу.

В РККА путиловские «остины» состояли на вооружении до 1933 года, когда в 1-м автобронедивизи оне Кавказской Краснознаменной армии и мотоотрядах 11-й и 45-й стрелковых дивизий было еще 12 машин (не считая хранившихся на военных складах). Что касается «кегрессов», их к этому времени осталось всего четыре, из-за изношенности движителей их предполагали переделать на колесный ход.

Причиной столь длительной службы было наличие большого количества запасных частей для этих машин, ввезенных в годы первой мировой войны. Кроме того, в процессе ремонта задний мост броневиков заменяли мостом от 1,5-тонных грузовиков «Уайт». Как уже говорилось, один «Остин» Путиловского завода дожил до наших дней. Он экспонируется в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в С.-Петербурге.

 

 

БРОНЕВЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ

Наименование

Комиссар

Пушечные БА

Пулеметные БА

Место дислокации

1-й

-

-

4

Ямбург

2-й

Сидоров

-

2

Разбит под Казанью

3-й

Тацетурнов

2

1

Свияжск

4-й

Балобин

1

1

Новоузенск

5-й

Поленов

-

2

Тула

6-й

Вершинин

1

4

Астрахань

7-й

Евсеев

-

3

Иркутск

8-й

дукин

1

1

Царицыно

9-й

Солодов

1

3

Смоленск

10-й

Долбе

1

2

Витебск

11-й

-

1

2

Смоленск

13-й

Егоров

-

3

Астрахань (в ремонте)

14-й

-

-

-

Разбит

15-й

Ермоленко

-

3

Тамбов

16-й

Демин

-

2

Тамбов

17-й

Ходаков

-

2

Калуга

18-й Летучий

Бизенков

1

1

Москва

19-й

Федорович

-

5

Неизвестно

20-й Орловский

Горохов

2

3

Орел

21-й

Малиновский

-

2

ст.Ртищиво Сарат. губер.

22-й

Сотничук

-

2

Поворино

Петроградский

-

2

11

Петроград

Московский запасной

Абалов

3

12

Москва

26-й

Бабич

1

1

Ярославль

27-й

Жестков

1

1

Свияжск

28-й

Гандзюк

-

2

Астрахань

30-й

Лысенко

-

2

Арзамас

ОТДЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ

Наименование

Пушечные БА

Пулеметные БА

Место дислокации

в Твери в распоряжении ЧК

-

1

Тверь

в Вологде, в распоряжении местного Совдепа

-

1

Вологда

в распоряжении наркомвоенмора тов.Троцкого

1

1

-

в Мценске из 20-го отряда

-

2

Мценск

в г.Вольске

-

1

Вольск

на Чехословацком фронте из 5-го отряда

-

1

-

в распоряжении Порт-Петровского Исполкома

-

1

Порт-Петровск

в распоряжении астраханского губкомиссара

-

2

Астрахань

в распоряжении 1-й дивизии внеочередного формирования РККА

-

1

-

в распоряжении т.Зусманович

-

1

-

в распоряжении Ревсовета 5-й армии

-

1

-

в распоряжении автокомиссара Туркестана Долотова

-

2

-

в распоряжении начальника обороны тов.Каменщикова

-

1

ст. Пенза

в распоряжении московского Летучего отряда особого назначения

-

1

-

в распоряжении Латышской советской бригады

-

1

-

в распоряжении Тамбовской ЧК

-

2

-

 

 

Бронированный автомобиль «Остин», разработанный Путиловским заводом

Русский «Остин»

«ОСТИН-КЕГРЕСС». 43-й автобронеотряд, Московский военный округ, 1922 год.

«ОСТИН-КЕГРЕСС». б-й автобронеотряд Красной Армии, март 1920 года. Обратите внимание: слово «власть» на борту машины было написано без мягкого знака.
Сайт управляется системой uCoz